Актуальные вопросы и перспективы развития научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов
|
УДК 082
ББК 94
Издательство: ООО "Научная мысль"
Год: 2016
Режим доступа : http://www.nauch-misl.ru/index.php/28-10-svk
Информация о публикации в Научной электронной библиотеке eLibrary.ru: можно посмотреть здесь
АннотацияСборник включает материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы и перспективы развития научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов», которая состоялась 28 октября 2016 года. Материалы представлены по следующим направлениям: физика, информатика, экономика и экономические науки, педагогика, биология, искусство, охрана окружающей среды и экология человека. Сборник предназначен для преподавателей, аспирантов, студентов и для всех, кто занимается научными исследованиями. Авторы опубликованных материалов несут ответственность за точность приведенных цитат, экономико-статистических данных, собственных имен, географических названий и прочих сведений. Редколлегия оставляет за собой право технического редактирования представленного материала без искажения идей автора с условием сохранения его основных мыслей и стиля.
Cборник в формате PDFСОДЕРЖАНИЕ
ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Зарицкая А.Г., Талатин Е.А.Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва Научный руководитель Н.М. Рубцов канд. техн. наук, доцент кафедры управления проектами и программами Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, г. Москва
ОЦЕНКА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В настоящее время конкуренция стала не только «невидимой рукой» рынка, но и инструментом, повышающим эффективность работы каждой организации. Все хозяйствующие единицы стараются завладеть большей долей рынка, получить сверхдоходы, добраться до новой ниши, в которой будут первопроходцами и завладеют своими клиентами, и все это стало возможно благодаря конкуренции. Она стимулирует компании к повышению качества и надежности продукции, к своевременному совершенствованию всех направлений деятельности, постоянному анализу результатов, улучшению характеристик товара, при этом, не изменяя значительно цены на продукцию. Производители стараются снижать издержки, находить новых поставщиков, анализировать товары-заменители, внедрять технологии автоматизации производства [5, с.113]. Но также присутствуют и негативные последствия конкуренции, т.к. некоторые компании не желают идти честным путём и выбирают наиболее быстрый и неправовой метод, прибегая к таким действиям, как: использование финансовых махинаций и предоставление ложной информации. В связи с большим разнообразием отраслей, уровней развития и правил хозяйствования появилась потребность в понятие конкурентоспособность. Если говорить о данном понятии в общем виде, то можно сказать так: конкурентоспособность – это возможность товара, услуги, деятельности рыночного субъекта быть наравне с аналогичными пунктами. Из данного определения следует, что конкурентоспособность можно рассматривать как у хозяйствующего субъекта в целом, так и у отдельных экономических продуктов. Это свойство позволяет анализировать уровень и характер конкуренции, существующий между отраслями, предприятиями, товарами, видами деятельности и т.д. С помощью такого детального рассмотрения можно определить перспективы вышеперечисленного. За основу данного анализа в теории используют общепринятый метод Майкла Портера. Сущность его заключается во влиянии группы факторов на рассматриваемый показатель. Далее разберём каждый фактор: Во-первых, от спроса зависит реализация продукции и ведёт за собой изменение цен. Создание дефицита продукта на рынке создаёт спрос и тем самым увеличивает продажи – один из аспектов, увеличивающих спрос. Кроме того, существуют ситуации, которые непредвиденно повышают спрос, например, эпидемия вызывает необходимость в лекарственные препаратах для борьбы с болезнью, поэтому зачастую в этот период завышают цены на востребованный продукт. Во-вторых, наличие достойного конкурента положительно влияет на развитие деятельности компании и повышение её эффективности. Появляется желание превзойти данного представителя и в связи с этим возникают новые способы по улучшению технологий, качества продукции, изобретаются новинки. В-третьих, важное влияние оказывают факторы, используемые в процессе производства: сырьё, материалы, энергия, рабочая сила. И последнее – связующее звено, то есть поставщики, которые позволят найти лучшие ресурсы для производства. На практике используется множество методов помогающие оценить конкурентоспособность предприятия, каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. На данный момент самая распространенная методика - оценка конкурентоспособности предприятия, основанная на комплексном исследовании внутренней среды предприятия. Она состоит из двух направлений: · выявление внутренних факторов и последующая оценка их влияния на эффективность и качество деятельности предприятия · определение сильных и слабых сторон в каждой функциональной области. С помощью первого направления возможно определить способна ли компания совершенствовать свою деятельность. И в этом случае используется методика комплексного анализа производственно-хозяйственной деятельности и финансового менеджмента. Следовательно, зачастую этот анализ начинается с рассмотрения финансового состояния фирмы. Предоставленный анализ ориентирован на выявление того, как дальнейшее развитие компании согласуется с наличием необходимых финансовых средств и платежеспособностью компании. Финансовые показатели можно объединить в следующие четыре группы: Первая группа – это показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности: Общая рентабельность предприятия, производственных фондов, чистая рентабельность предприятия, рентабельность собственного капитала и так далее. Вторая группа – это показатели оценки эффективности управления: Чистая и общая прибыль к объему реализации продукции. Третья группа – это показатели оценки деловой активности: Отдача от активов, основных фондов, оборачиваемость оборотных фондов оборачиваемость дебиторской задолженности, отдача собственного капитала. Четвертая группа – это показатели оценки ликвидности: Текущий коэффициент ликвидности, прочие активы к срочным обязательствам, индекс постоянного актива, коэффициент автономии, обеспеченность запасов собственными оборотными средствами [2, с. 131]. Рассмотрим эту методику на ЗАО «Авто Иквипмент Плант», данная организация занимается продажей комплектующих для грузовых автомобилей и производством сэндвич-панелей для последующего строительства быстровозводимых зданий. Для этого проведем расчет следующих показателей (см. табл. 1).
Таблица 1 – Анализ финансовых результатов
После проведения финансового анализа состояния компании можно оценить предстоящее развитие, достаточность финансовых средств и платежеспособность. Один из основных показателей, который оценивают все инвесторы перед вложением средств в проект – общая рентабельность. На данном предприятии в 2015 году произошло значительное снижение этого показателя в 0,443%, по сравнению с предшествующем годом, что показывает падение прибыли, приходящейся на единицу реализованной продукции. Аналогичная динамика прослеживается с рентабельностью собственного капитала, активов, основной деятельности (см. табл. 1). Рассмотрим показатель фондорентабельность, который показывает размер прибыли, приходящейся на единицу стоимости основных производственных средств предприятия. В 2015 году произошел рост данного показателя на 29,4%, но основные средства снизились на 93,4%, следовательно, фактического роста не было. Кроме этого, увеличился период окупаемости собственного капитала на 71,5%, что негативно для организации, ведь возрастает число лет, в течение которых полностью окупаются вложения в данную организацию. Третья группа, как упоминалось ранее, это показатели оценки деловой активности, которая позволяет проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Коэффициент оборачиваемости активов показал резкое снижение в 2015 году по отношению к 2013, но рост по сравнению с 2014 годом, что говорит об улучшении эффективности использования активов организации. Прослеживается подобная ситуация и с коэффициентом оборачиваемости собственного капитала, коэффициентом оборачиваемости дебиторской задолженности, где произошло снижение в 2014 году и исправление ситуации в 2015 году. Подводя итог по третьей группе важно заметить положительные шаги в деловой активности организации, в среднем по группе в 2015 году увеличение оказалось примерно 30%. Следовательно, организация стала нести меньше затрат на один оборот, увеличивается платежеспособность и улучшается финансовое положение организации. Организация проводила ряд мер для того чтобы стать более конкурентоспособной и финансово устойчивой. ЗАО «Авто Иквипмент Плант» смогли увеличить прибыль от продаж, выручку в 2015 году по отношению к предшествующему году, при этом снижая коммерческие расходы. Анализируя четвертую группу показателей, мы видим достаточность средств в данной организации для погашения своих краткосрочных обязательств в течение года (см. табл. 2). Так значение коэффициента текущей ликвидности должно находиться в диапазоне от 1 до 2 [4, с. 232]. На данном предприятии этот показатель составил 1,295, соответственно, происходит рациональное использование средств. Для комплексной оценки ликвидности баланса используется общий показатель ликвидности баланса предприятия. Прослеживается положительная динамика, т.к. организация старается стать более надежным партнером. При удовлетворительном значении данного коэффициента предприятие сможет незамедлительно выполнить все обязательства (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные). Коэффициент обеспеченности собственными средствами показывает насколько достаточно собственных оборотных средств на предприятии, необходимой для его финансовой устойчивости. Значение должно быть более 0,1, в исследуемой организации в 2015 году он составил 0,228. Последний показатель, коэффициент манёвренности функционально капитала, снизился, соответственно, сократилась доля функционирующего капитала в запасах. Это положительный результат для организации, т.к. денежные средства «работают» и появляются новые пути развития [1, с. 317].
Таблица 2 – Анализ финансовых результатов
Перед тем как разобраться с мерами, проводимыми данной организацией, для улучшения этих показателей, надо провести вторую часть анализа, а именно оценить угрозы, возможности, сильные и слабые стороны, см. табл. 3.
Таблица 3 – SWOT-анализ
После проведения SWOT-анализа можно выявить ряд мер для улучшения деятельности компании: Во-первых, компания должна иметь бо́льшую часть отечественной продукции, чтобы сократить степень риска при осуществлении поставок. Так в середине 2016 года Россия внесла запрет на ввоз турецкой продукции и поэтому компания не могла удовлетворить спрос и теряла клиентов. Во-вторых, надо находить возможности снижения затрат, т.к. цена продукции устраивает небольшую долю рынка. К примеру, снижать управленческие расходы, которые, наоборот, растут, улучшать эффективность логистики за счет заранее обдуманных планов поставки продукции. В-третьих, проводить постоянную маркетинговую программу для увеличения популярности компании. Подводя итоги, нужно заметить, что ЗАО «Авто Иквипмент Плант» в 2014 году проводило финансовый анализ своей деятельности и выявила ряд неудовлетворительных показателей. После этого организация приняла меры по устранению проблемных зон. Так они снизили объем запасов капитала, сократили коммерческие издержки, уменьшили уровень оборачиваемости активов, тем самым повысили объем продаж, уровень деловой активности, завоевали новых постоянных клиентов, стали более устойчивыми и конкурентоспособными в своей сфере. Однако не все недостатки получилось устранить, общая рентабельность снизилась, что требует дальнейшего анализа и совершенствования деятельности. Соответственно, для увеличения конкурентоспособности компании, в современных условиях надо провести внутренний финансовый анализ, внешний анализ рынка и оценить факторы, которые в большей степени влияют на конкурентоспособность организации. Главная задача топ-менеджеров компании – заранее выявлять проблемы и своевременно находить пути решения. Только с помощью этих действий компания сможет оставаться конкурентоспособной и занимать ведущее место в своей отрасли. Библиографический список: 1. Ковалева, А. М. Финансы : учеб. пособие / А. М. Ковалева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Финансы и статистика, 2005. – 317 с. 2. Банк, В. Р. Финансовый анализ : учеб. пособие / В. Р. Банк, С. В. Банк, А. В. Тараскина. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 131 с. 3. Маренков, Н. Л. Экономический анализ : учеб. пособие / Н. Л. Маренков, Т. Н. Веселова. – Ростов н/Д : Феникс, 2004 – 379 с. 4. Незамайкин, В. Н. Финансы организаций: менеджмент и анализ : учеб. пособие / В. Н. Незамайкин, И. Л. Юрзинова. – 2-е изд., перераб. – М. : Изд-во Эксмо, 2005. – 232 с. 5. Рубцов, Н. М. Разработка и внедрение системы автоматизации управления компанией / Н. М. Рубцов, А. В. Кучинский // Вестник Димитровградского Инженерно-Технологического Института. – Димитровград : ДИТИ НИЯУ МИФИ, 2016. – № 1(9). – С. 113-118.
Аничева А.Н., Мизенин Е.С.Димитровградский инженерно-технологический институт – филиал Национальногоисследовательского ядерного университета «МИФИ», г. Димитровград ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
В настоящее время большую роль в мобилизации предприятиями имеющихся внутренних ресурсов играет анализ финансовых результатов их деятельности. Финансовый анализ применяется для исследования экономических процессов предприятия, а так же для принятия оптимального управленческого решения. Вследствие чего способен показать сильные и слабые стороны предприятия. Важнейшей целью финансового анализа является выявление некоторых ключевых параметров, которые смогут дать объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, а так же изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом, финансовое состояние предприятия рассматривается как в настоящее время, так и ожидаемы параметры финансового состояния в перспективе. Главная цель функционирования каждого хозяйствующего субъекта – получение максимальных финансовых результатов. Поэтому вопрос о том, каким образом организовать деятельность для повышения эффективности, всегда будет актуальным. Финансовые результаты отражают все стороны деятельности предприятия: уровень его технологии и организации производства, эффективность системы управления, контроль уровня затрат и уровня реализационных цен, особенности хозяйственного механизма и государственное регулирование развития определенной отрасли, учитывая ее значение для развития экономики страны. Основными показателями финансовых результатов являются прибыль и рентабельность [3]. В трудах многих ученых понятие «прибыль» трактуется по-разному, но в обобщенном виде можно сказать, что прибыль – это разница между доходами предприятия и текущими затратами. Прибыль является важнейшим качественным показателем, отражающим эффективность деятельности организации, рациональность использования средств производства, трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Основными видами прибыли являются: валовая прибыль, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Валовая прибыль – это общая прибыль, полученная организацией до отражения всех отчислений и вычетов. Она представляет собой доход предприятия от реализации продукции, работ и услуг за вычетом затрат на их производство и реализацию (показатель превышения доходов над всеми текущими затратами). Прибыль до налогообложения (операционная) является показателем результативности всей хозяйственной деятельности предприятия. Она включает валовую прибыль, уменьшенную на сумму прочих расходов и процентов к уплате, и увеличенную на сумму прочих доходов и процентов к получению. Показатель прибыли до налогообложения имеет достаточно важное значение в финансовом менеджменте. Это обосновывается тем, что эта прибыль является источником покрытия постоянных финансовых расходов (проценты по кредитам, займам и лизинговые платежи), являющихся долгосрочным видом расходов, которые фирма несёт при любых обстоятельствах, несмотря на возможные спады в объемах реализации, а так же складывающееся финансовое положение. Чрезвычайные прибыли и убытки представляют собой непредвиденные расходы и доходы предприятия, которые не были спрогнозированы и образовались в результате событий, выходящих за рамки основной деятельности предприятия. Чистая прибыль является значимым показателем финансового анализа, так как характеризует чистый доход предприятия, остающийся в его распоряжении и направляемый на увеличение резервов и капитала, а также на совершенствование мощностей. Данный показатель отражает прибыль, оставшуюся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Размер чистой прибыли характеризует эффективность деятельности всего предприятия и используется для различных целей компании. Существуют факторы, которые влияют на объём чистой прибыли. К ним можно отнести: размер налоговых и иных выплат; себестоимость продукции; доходы компании от продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг. Неотъемлемым показателем при оценке эффективности финансовых результатов деятельности предприятия является рентабельность. Рентабельность – это один из основных стоимостных качественных показателей эффективности деятельности предприятия, который характеризует уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и продажи продукции [1]. Рентабельность отражает относительную эффективность вложенных в деятельность предприятия средств, в то время как прибыль характеризует абсолютное значение эффективности. Рентабельность представляет собой отношение полученного дохода или его части к затратам инвестируемого капитала. При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение достаточного уровня доходности и высокой прибыли во многом зависит от правильности принимаемых управленческих решений. Следовательно, рентабельность, в какой-то мере, можно рассматривать, как один из критериев качества управления. Уровень показателя зависит от коммерческой, сбытовой и производственной деятельности предприятия. Рентабельность подразделяется на следующие показатели: - рентабельность активов; - рентабельность продукции; - рентабельность продаж; - рентабельность основных производственных фондов; - рентабельность собственного капитала. Каждый показатель – это отношение прибыли к определенному виду капитала. Так, рентабельность продаж – это отношение прибыли к полученной выручке от реализации продукции, работ или услуг. Нормальное значение рентабельности продаж определяется отраслевыми и прочими особенностями работы организации. При одинаковой финансовой эффективности, для организаций с длительным циклом производства, рентабельность продаж будет выше, для «высокооборотных» видов деятельности – ниже. Рентабельность продаж показывает, прибыльная или убыточная деятельность предприятия, но не дает ответа на вопрос, насколько выгодны вложения в данное предприятие. Чтобы ответить на этот вопрос, рассчитывают рентабельность активов и капитала. Рентабельность активов – это отношение прибыли к величине активов предприятия, которые включает оборотные и внеоборотные средства. Рентабельность капитала – это показатель эффективности использования собственных средств компании или банка. Представляет собой частное от деления чистой прибыли и уставного плюс дополнительного капитала [2]. Рентабельность продукции (товара, услуг) – это отношение чистой прибыли от реализации продукции к полной себестоимости его производства или продажи. Характеризует эффективность и экономическую целесообразность производства или продажи конкретно взятого товара. Рентабельность основных производственных фондов (рентабельность основных средств) представляет собой частное от деления чистой прибыли к стоимости основных средств, показывает реальную доходность от использования основных средств в процессе производства продукции. Как правило, чем выше прибыль и уровень рентабельности, тем эффективнее работает предприятия, тем оно более привлекательно для новых инвестиций. Уровень получаемой прибыли и, соответственно, рентабельности зависит от таких факторов, как степень организации производства и управления, структура капитала и его источников, содержание производственного оборудования и мощностей, качество поставляемого сырья и материалов, объем, качество и структура продукции, а также степень использования производственных ресурсов. Повысить эффективность своего предприятия руководство сможет только управляя всеми факторами в целом. Упущенные из внимания небольшие неопределенности могут привести к значительному снижению доходности.
Библиографический список: 1. Артеменко, В. Г. Финансовый анализ [Текст] / В. Г. Артеменко, М. В. Беллендир. – М. : Дело-Сервис, 2012. – 152 с. 2. Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации) [Текст] / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. – М. : Дашков и К, 2013. – 372 с. 3. Волков, В. П. Экономика предприятия : учеб пособие [Текст] / В. П. Волков,
Аничева А.Н., Мизенин Е.С.Димитровградский инженерно-технологический институт – филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», г. Димитровград
ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
Вопросы конкурентоспособности уже не одно столетие находятся в центре внимания государственных деятелей, политиков, владельцев бизнеса, практикующих менеджеров. Обеспечение должного уровня конкурентоспособности – ключевая задача менеджмента любого уровня, любой социально-экономической системы. Именно сохранение и повышение конкурентоспособности является истинной целью современного бизнеса. Конкурентоспособность фирмы – это способность конкурировать за определенный объект, ограниченный ресурс и добиваться успеха в конкуренции с другими фирмами. Она означает способность прибыльно производить и реализовывать товарную продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других фирм – участников конкуренции на соответствующей рыночной нише. Предприятие является главным экономическим субъектом общества. На всех этапах развития экономики оно является основным звеном. Ключевую роль в экономическом развитии страны предприятия занимают за счет того, что решают следующие проблемы: занятость населения, социальные проблемы, недостаточный рост национального дохода, образованность общества и развитие науки. Независимо от масштабов и размеров предприятий, конкуренция между ними за место в рыночной конъюнктуре делает рынок более совершенным. Конкурентоспособность предприятия определяется как продуктивность использования его ресурсов. Она выражается в получении им большей прибыли и достигается за счет снижения издержек на производство продукции (услуг), повышения качества товаров, расширения ассортимента товаров. Для этого им необходимо проводить маркетинговые исследования рынка, в целях изучения цен и качества аналогичных товаров (услуг) у предприятий-конкурентов; снижение издержек предприятия; повышение качества товаров и увеличение объемов выпуска, что достигается за счет внедрения новых технологий в производственный процесс, а также рационального использования собственных ресурсов. На сегодняшний день приоритетность в эффективном управлении ресурсами отдается человеческим ресурсам, а не материально-вещественным и финансовым. Сложность в управлении данными ресурсами состоит в их индивидуальной составляющей и заключается в управлении человеческим капиталом, носителем которого и является человек. Процесс управления человеческим капиталом начинается с поиска и отбора претендента. Умение разглядеть необходимый опыт, талант и знания в кандидате на трудоустройство, как правило, поручается агентствам или службам управления персоналом предприятия. Человеческий капитал, так же как и физический капитал, представляет собой благо длительного пользования, но он может морально устаревать, физически изнашиваться, причем морально устаревать он может еще до того, как произойдет его физический износ, его ценность может расти и падать в зависимости от изменений в предложении комплементарных (взаимодополняющих) производственных факторов и в спросе на их совместные продукты. Однако, отличием человеческого капитала от физического является невозможность его отделения от носителя. Таким образом, трудоустраивая работника на работу, работодатель приобретает в пользование и его человеческий капитал [2]. Следовательно, совокупность человеческого капитала всех категорий работников предприятия и является его совокупным человеческим капиталом. Организации и предприятия в своей собственности также обладают продуктами интеллектуальной собственности, приобретенными у других юридических и физических лиц. Данные объекты могут быть выражены в форме лицензий, патентов, НИОКР. Взаимосвязанные понятия «человеческий капитал» и «интеллектуальная собственность» являются также составными частями друг друга. Так как человеческий капитал является основой интеллектуального капитала, знания и умения носителя человеческого капитала, то есть человека, являются производными для создания объектов интеллектуальной собственности (патенты, лицензии, ноу-хау). В свою очередь интеллектуальный капитал не существует без человеческого, так как носителем, производителем и потребителем знаний, опыта и умений является человек [3]. Важную роль в эффективности человеческого капитала занимает его постоянное, целенаправленное формирование и рациональное использование. Формирование человеческого капитала начинается с детства. Обучение и развитие ребенка закладывает в него не только определенные знания, но и расширяет его кругозор, формирует мировоззрение и творчески способности, которые в процессе его взросления необходимо также развивать и поддерживать. Таким образом, в детском и юношеском возрасте человеческий капитал, как правило, формируется в семье, дошкольных, школьных, средне профессиональных и высших учебных заведениях. От того насколько он будет сформирован зависит и решение работодателя о трудоустройстве. В дальнейшем развитие человеческого капитала все также остается в руках самого человека, но в нем начинает участвовать предприятие. Повышение квалификации, курсы переподготовки и дополнительного обучения, наставничество, поддержание здоровья работника и его мотивация – все это современное предприятие использует в целях увеличения эффективности отдачи от человеческих ресурсов. Но нельзя не отметить, что на сегодняшний день становится все больше предприятий, которые заботятся о формировании человеческого капитала или обеспеченности высококвалифицированным специалистами до момента заключения с ними трудового договора. А именно, заключая договор еще со студентом, предприятие начинает инвестировать средства еще в процессе получения высшего образования, для этого оплачивает его обучение, обеспечивает прохождение производственной практики на своих производственных объектах и участвует в написании его выпускной работы, в которой, как правило, студент ищет способы решения одной из актуальных задач предприятия. После окончания университета еще вчерашний студент становится полноправным работником предприятия. Данный процесс также способствует своевременному восполнению персонала. Выводы о том, насколько рационально и эффективно работодатель использует имеющийся у него человеческий капитал, можно сделать по динамике оценки человеческого капитала и его влияния на такие финансовые и производственные показатели, как выручка, производительность труда, объем и качество производства продукции (услуг), издержки предприятия и главного показателя для любого предприятия – прибыли. Развитие человеческий капитал предприятия является также основой формирования его инновационного развития [1]. Создание новшеств – продуктов интеллектуального труда несет за собой необходимость в обеспеченности предприятия творческими высокоразвитыми личностями. Внедрение новшества в производство и получение экономического эффекта нуждается также в высококвалифицированных кадрах, опытных менеджерах. Нуждающееся в таких кадрах предприятие, как правило, высоко оценивает их труд. Высокая заработная плата, перспективы карьерного роста, осознание непосредственного участия в развитии компании – все это является сильной мотивацией для развития работника не только как личности, но и как профессионала своего дела, ориентирующегося на современные тенденции отрасли и способного увеличить прибыть предприятия. Таким образом, развивая человеческий капитал своих работников, работодатель развивает будущее своего предприятия. А оценивать его конкурентоспособность на сегодняшний день, невозможно не оценивая его человеческий капитал.
Библиографический список: 1. Александров, А. А. Роль человеческого капитала в инновационном развитии / А. А. Александров // Влияние инновационных процессов на совершенствование структуры общественного воспроизводства : материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Ульяновск : УлГТУ. – 2012. – С. 6-12. 2. Владыкина, Л. Б. Человеческий капитал как один из основных факторов развития предприятия [Электронный ресурс] / Л. Б. Владыкина. Режим доступа : http://journal.kfrgteu.ru/files/1/2012_5_11.pdf (дата обращения 21.10.2016). 3. Казакова, О. Б. Интеллектуальный капитал: понятие, сущность, структура / О. Б. Казакова, Э. И. Исхакова, Н. А. Кузьминых // Экономика и управление : науч.-практ. журнал. – 2014. – № 5 (121). – С. 68-72. ПЕДАГОГИКА
Чадкина С.В.Димитровградский инженерно-технологический институт – филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», г. Димитровград
Научный руководитель Е.Н. Пискунова канд. пед. наук, доцент кафедры философии, права и социальных наук Димитровградского инженерно-технологического института – филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», г. Димитровград
НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ КАК МОДЕЛЬ КОММУНИКАЦИИ В ОБУЧЕНИИ
Как работает явление, которое мы называем коммуникацией? Анализируя деятельность коммуникаторов во многих сферах, основатели НЛП сделали вывод о том, что успешные коммуникаторы обладают тремя основными качествами, следовательно, развив определенные качества, каждый человек может стать совершенным коммуникатором. Обучение неразрывно связано с коммуникативной деятельностью, так как благодаря использованию тех или иных способов коммуникации, а также меняя коммуникацию и поведение, студент и преподаватель приходят к желаемому результату. В первую очередь при обучении необходимо определить ясные достижимые результаты, необходимо знать направление и цель своей деятельности. Во-вторых, необходима обратная связь о продвижении к желаемому результату. И самое главное, для достижения результатов необходимо уметь гибко менять поведение и приспосабливать коммуникацию для достижения результата [3]. Создание моделей НЛП в образовании позволяет преподавателю перейти от простого определения целей обучения к действиям для достижения результата. При этом мы говорим не об определении целей, а об определении результатов. Цели описываются в общих терминах, а результаты в конкретных. Результат – это репрезентация цели, разработанная со специфичностью, позволяющей нам очень ясно понять, что следует делать. Предположим, преподаватель определил цель, как увеличить степень участия студентов при работе в группе или улучшить динамику группы. Оба варианта являются репрезентацией целей, но ни один из них не описывает ничего специфичного. Хорошая формулировка результата значительно повышает вероятность достижения результата. Это происходит из-за обращения внимания на внешние и внутренние ресурсы, необходимые для достижения результата. При осознании каждого из произнесенных слов внимание становится более сфокусированным. Внутренние процессы вносят необходимые коррективы для того, чтобы прочувствовать каждое слово и каждую фразу, т.к. спецификация результата немедленно изменяет то, что вы видите, слышите, ощущаете. Студент не обладает способностью быть сознательно осведомленным обо всем. В нервную систему человека поступает приблизительно два миллиона бит информации в секунду, однако наше сознание может принять только семь плюс-минус два блока информации за раз [2]. Немногие могут сознательно удерживать в фокусе внимания больше, чем два или три различных объекта одновременно, разум вынужден выбирать. Хорошо сформулированный результат позволяет нам создавать специфические картинки, звуки, тактильные ощущения и слова, а затем этот образ активирует наши способности и ресурсы для достижения результата. Это дает возможность при достижении желаемого результата извлечь выгоду из того, что доступно в данный момент в нашем окружении. Репрезентация, сформулированная позитивно, мотивирует сильнее, чем негативная, так как фактически человеческий разум не обрабатывает негативные репрезентации непосредственно. Отрицание потеряется, и результат не будет достигнут, а также по определению результат описывает то, чего мы желаем, чтобы достигли студенты, а не то, чего мы не желаем. Например, у преподавателя есть задача смотивировать студентов на успешное закрытие сессии, и преподаватель говорит, «вы не должны получать оценку неуд». Это высказывание описывает то, чего студент должен не делать, но каждый раз, когда он слышит эту фразу в голове, у него возникает образ неуспешно сданного экзамена, то есть внутренне представляет то, что он желает не получить. Получается, что он вынужден думать о неуспешном экзамене, а так как думает, так и делает. Для успешного достижения результата преподавателю следует позитивно сформулировать задачу: «вы должны позаботиться об успешной сдаче экзамена». Думая об этом результате студент представляет, что отлично сдал экзамен, А если он думает (осуществляет репрезентацию) об оценке отлично, он с большей вероятностью достигнет желаемого результата, т.к. посылает позитивные сообщения не только своему сознанию, но и нервной системе [1]. Так же следует использовать визуальное конструирование результата, для того чтобы мозг представил человека в данной ситуации и дал сигнал о возможности достижения желаемого. Таким образом, студент достигает желаемого результата посредством создания внутренней картины результата в форме картин, звуков и ощущений того, что он будет видеть, слышать и ощущать, и в зависимости от яркости и положительности этих ощущений вероятность достижения результатов будет увеличиваться.
Библиографический список: 1. Лебедев, А. В. Модель и методы нейролингвистического программирования / А. В. Лебедев. – СПб. : Питер, 2003. – 104 с. 2. Миллер, Дж. Планы и структура поведения / Дж. Миллер, Ю. Галлантер, К. Прибрам. – М. : Прогресс, 1965. – 238 с. 3. Эльманович, В. И. Нейролингвистическое программирование, часть 1 / В. И. Эльманович. – СПб., 1994. – 44 с.
Мингачева А.Н.Димитровградский инженерно-технологический институт – филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», г. Димитровград
Научный руководитель Е.Н. Пискунова канд. пед. наук, доцент кафедры философии, права и социальных наук Димитровградского инженерно-технологического института – филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», г. Димитровград
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Человек все чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые решения не работают. Система знаний, умений, навыков, формируемая школой, может не сработать, если современный старшеклассник не обладает рядом ключевых компетенций, не умеет творчески использовать их в различных сферах жизни. Ведь если в образовательном пространстве школьник не научился творчески мыслить, то в дальнейшей жизни он сможет только подражать своим наставникам [1, с. 91]. Это действительно очень важно! В каждом человеке заложено стремление раскрыть себя и проникнуть в самые сокровенные тайны бытия с самого раннего возраста. Именно в школе необходимо помочь тем, кто интересуется различными областями науки, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности, помочь приобрести навык исследовательской деятельности. Под термином «исследовательская деятельность» понимается чаще всего творческая работа, выполненная под руководством учителя с ориентацией на правила научного исследования [2, с. 11]. Ценность исследовательской работы заключается в том, что старшеклассники получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощущающих весь спектр требований к научному исследованию еще до поступления в вуз. Успешность исследовательской деятельности зависит от того, как складываются общение и отношения между педагогами и учащимися. В общении учителя с учениками играет немаловажную роль преподаваемый учебный предмет, в мире которого совершаются различные исследования. Процесс овладения предметом и расположение к учителю, преподающему этот предмет, имеют одно общее основание – интерес к общению. Этот процесс станет для обучающихся увлекательным, если учитель поддерживает интерес к своему предмету. Считаем, что необходимым условием успеха является взаимный интерес к предмету учителя и ученика. Для этого в практике каждой школы рекомендуется банк исследовательских работ формировать с двух сторон: педагоги продумывают и предлагают старшеклассникам перечень тем, которые интересны им в работе, где они могут наиболее эффективно помочь; но и каждый ученик со своей стороны может предложить тему, над которой он хотел бы поразмышлять [3, с 133]. В процессе совместной исследовательской деятельности старшеклассники обучаются учитывать вклад каждого участника, управлять групповыми процессами, договариваться. Для этого педагогу важно создать «доверительное пространство». Причем в каждом возрасте оно имеет свою направленность. В начальном звене оно помогает развивать познавательный интерес, мотивацию к учебной деятельности; основной школе – развить у учащихся способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности на основе применения элементов исследовательской деятельности; в старшей школе – развить исследовательскую компетентность и начальные профессиональные навыки как основу профильного обучения. Доверие к человеку познающему – это особое доверие к преподавателю как исследователю, человеку, вовлеченному в сферу научного поиска, как проводнику, авторитету, субъекту познания, уже усвоившему определенный объем знаний. Отношения со взрослыми чаще всего строятся на основе одностороннего уважения. Хотя степень доверия со стороны педагога может возрастать с учетом возраста ребят. К старшей школе она выше. Если в начальной школе контроль со стороны учителя необходим на каждом этапе исследования, то старшеклассникам можно доверить составление презентации, отчета по исследованию. И совсем иной развивающий потенциал заложен в предпочитаемых младшими и старшими подростками отношениях равных. В возможности спорить и доказывать ребенок ощущает собственную значимость. Но это отношения и взаимной зависимости, в которой может проявиться подлинное сотрудничество. Именно в равных отношениях происходит качественное изменение самого обучаемого. Изначально сверстник выступает в роли человека, действия которого контролируются в соответствии с некоторым образцом, познание нормы и правил поведения происходит через приложение нормы к поведению другого человека. В дальнейшем этот контроль направляется на самого себя и организует собственное поведение ребенка. Ребенок познает нормы исследовательской деятельности, принимает их как ценность и начинает действовать. А взаимодействие в группах сверстников или разновозрастных группах позволяет закрепить их при решении учебной задачи. Умение договариваться и находить общие решения – еще одно слагаемое успеха организуемой исследовательской деятельности, которое демонстрирует уровень развития сотрудничества [3, с. 134]. Его проявления – содержательный контроль ситуации взаимодействия (выявляют причины ошибок, разъясняют их характер) и организация работы группы с учетом разных интересов учащихся. Как правило, к моменту завершения учебно-исследовательской работы учащиеся в определенной мере владеют современными информационными технологиями, поэтому результаты работы представляют в виде мультимедийных презентаций. Это придает работам практический смысл: подготовленные учащимися материалы можно использовать в дальнейшей работе школьного научного общества учащихся, классными руководителями при проведении тематических классных часов, включаются в исследовательскую деятельность других школьников. Так как исследовательская деятельность в школе предполагает тесное взаимодействие педагога и ученика, то могут возникнуть две крайности – полностью предоставить школьника самому себе или значительно ограничить его самостоятельность, взвалив ответственность за результат полностью на себя, педагога [1, с. 94]. Педагогическая тонкость данного процесса содержится в том, что старшеклассник должен чувствовать, что исследовательская деятельность – это его работа и реализация его собственных идей. Если сегодня часть работы учащийся выполняет сам, а трудовую недоступную часть работы он выполняет совместно с преподавателем, то завтра весь объем подобной работы он сможет выполнять самостоятельно. Для этого педагог должен владеть всем арсеналом исследовательских поисковых методов, уметь организовывать исследование и самостоятельную деятельность учащихся, устанавливать в творческих группах эмоциональный настрой, направлять учащихся на самостоятельный поиск, уметь интегрировать знания из различных научных областей, не упускать возможности заслуженно подчеркнуть значимость достижений учеников, не оставлять незамеченными их успехи, хвалить за приложенные усилия и старания, поддерживать воспитанников в неудачах. Создание ученической исследовательской работы – самый трудоемкий и ответственный вид деятельности старшеклассников. Но его высокая результативность и эффективность оправдывают все затраты сил и времени как учащегося, так и педагога.
Библиографический список: 1. Круглова, О. С. Технология проектного обучения / О. С. Круглова // Завуч. – 1999. – №6. – С. 90. 2.Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении : Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова. – М. : АРКТИ, 2003. – 112 с. 3. Портал доверия : Сборник научных трудов. – Ульяновск, 2016. АРХИТЕКТУРА
Огуречникова Д.С.Архитектурно-строительный институт Самарского государственного технического университета, г. Самара
АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ МЕТОДЫ КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ
Благоустройство и улучшение окружающей среды, облагораживание городов и населенных мест – одна из приоритетных задач сегодняшнего времени. Возрастает роль естественной природы в озеленении городов, формировании их внешнего вида, увеличении площадей под зеленые насаждения, создании новых скверов, парков, бульваров и лесопарков. В современном городе озелененные пространства объединяются в динамически взаимосвязанные системы. В связи с ростом городов выявляются и обостряются важные проблемы: загрязнение почв и водоемов, воздуха, увеличение шума, сброс сточных вод, энергетическое обеспечение, утилизация отбросов и отходов, транспортные проблемы и т. д. Вследствие чрезмерных рекреационных и техногенных нагрузок стало исчезновение многих ценных ландшафтов в пригородах, ухудшение воздушных бассейнов. Идет процесс сближения пригородов к крупнейшим городским агломерациям, центры городов отодвигаются все дальше от природы. Остро актуально для улучшения санитарного состояния городов, рабочих поселков и сельских населенных пунктов является проведение масштабных работ по увеличению защитных зеленых зон и лесопарков, площадей, зеленых насаждений – садов, парков, скверов, бульваров, особенно на рекультивируемых землях. Необходимы планомерные научно обоснованные действенные усилия для максимального использования всех возможностей, предоставленных обществом для улучшения городской среды в соответствии с требованиями и с учетом природно-климатических условий. Одна из важнейших градостроительных задач – сочетание прогрессивных архитектурно-планировочных решений с возможностями строительства при одновременном единстве с природой. Экология заставляет нас по-новому взглянуть на важную роль садов, парков, бульваров, других открытых и озелененных пространств в оздоровлении окружающей жизненной среды, организации отдыха и занятий физической культурой, эстетического воспитания. В настоящее время пересматриваются устоявшиеся взгляды и методы проведения градостроительных работ. Сохранению и восстановлению природы отводят основополагающую роль при решении любых архитектурно-планировочных задач. С давних времен люди заботились о сохранении отдельных, наиболее ценных с их точки зрения, природных участков или объектов. Считается, что первая заповедная зона была создана уже в III веке до н.э. на Шри-Ланке. Первые государственные заповедники, охранявшие природные богатства, появились еще в XVI веке. Однако первый национальный парк был открыт только в конце 19-го века. Этим заповедником стало богатое гейзерами и горячими минеральными источниками уникальное Йеллоустонское плато, где в 1872 году был открыт Йеллоустонский национальный парк. В 1916 году была создана Служба национальных парков в США. В настоящее время хорошо известны за пределами Северной Америки национальные парки Соединенных Штатов Америки как Гранд-Каньон, Джаспер, Олимпик, а также национальные парки Aфрики, такие как Масаи Мара, Серенгети, Найроби или национальный парк имени Крюгера. При эксплуатации национальных парков важно четко организованное зонирование. К обострению противоречий между рекреационными и природоохранными функциями парка приводит массовый и тем более неорганизованный туризм. Поэтому в национальных парках допускаются только контролируемые туристские (как правило, пешие) посещения по четким маршрутам с соблюдением допускаемых норм нагрузки на естественные участки природы. В центре парка можно выделить заповедное ядро. Разгрузка заповедной зоны парка происходит благодаря перераспределению направления потока людей на прилегающие территории. Создаваемые там информационные зоны заодно являются центрами образовательно-пропагандистской природоохранной работы среди посетителей. Такой ход в сочетании с элементами игры повышает доступность и привлекательность периферийных зон. Территории развлечения, расположенные в ансамбле с национальным парком, должны иметь интересное эстетическо-художественное оформление, передающее иллюзию путешествия с приключениями. Создание зоны развлечения поможет уберечь парк от стихийного рекреационного использования и даст прибыль, необходимую для защиты природы. Решая архитектурно-планировочную организацию национального парка, совершенно необходимо рационально разместить все научные и административно-хозяйственные сооружения, а также сооружения обслуживания посетителей, имея в виду, что строительство любых сооружений сопровождается прокладкой инженерных коммуникаций. Для сохранения в первозданном виде самых живописных природных ландшафтов предусматривается организация схем дублирования маршрутов, дающая возможность закрытия конкретных участков для посещения с целью их восстановления или на особо опасный в пожарном отношении период. Прокладка проезжих и пешеходных дорог является одним из важных элементов в организации генплана национального парка. Следует проложить дороги и терренкуры таким образом, чтобы, во-первых, не принести ущерба природным ценностям, а во-вторых – обеспечить условия изучения природных особенностей, и, в-третьих, создать соответствующие условия для осмотра экскурсантами достопримечательностей для отдыха гостей парков. В определении ширины поворотов дорог, направления, ритма остановок в пути должны быть учтены эстетические особенности территории. Возможно создание как близких, так и дальних протяженных перспектив, а также открытых взору больших пространств с использованием освещения солнцем наиболее удачных пейзажей в различные часы дня. Работы по проектированию и планированию становятся наиболее важным механизмом долгосрочного развития и управления национального парка. Как в заповедниках, так и в национальных парках, основные проблемы возникают лишь потому, что люди не осознают всей важности идеи охраны окружающей среды. В результате влияния человека очень многие растения и животные лишились своих мест обитания, или, что еще хуже, вообще исчезли с лица Земли. Именно поэтому в настоящее время в мире существует более тысячи национальных парков, а также десятки тысяч охраняемых территорий. По приблизительным оценкам их около 70000, и занимают они примерно 10% всей суши. Применение современных архитектурно-планировочных методов в национальных парках – одна из актуальных современных задач, наиболее прогрессивная форма организации рационального использования и охраны естественной природы.
Библиографический список: 1. Борисов, В. А. Охраняемые природные территории мира. Национальные парки, заповедники, резерваторы : справочник / В. А. Борисов, Л. С. Белоусова, А. А. Винокуров. – М. : Агропромиздат, 1985. – 116 с. 2. Бочкарева, О. В. Гармонизация архитектурно-пространственной среды и природного окружения [Электронный ресурс] / О. В. Бочкарева // Архитектон: известия вузов. – 2006. – №14. Режим доступа : http://archvuz.ru/2006_22/29 (дата обращения 02.06.2016). 3. Забелина, Н. М. Путешествие по национальному парку : учебник / Н. М. Забелина. – М. : ФиС, 1990. – 192 с. ИНФОРМАТИКА
Сухотина М.К.Московский государственный университет дизайна и технологий, г. Москва
Научный руководитель А.В. Фирсов проф., д-р техн. наук Московского государственного университета дизайна и технологий,
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО И ПОДСИСТЕМЫ УЧЕТА ТВОРЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ МАГИСТРОВ
Современные требования к условиям реализации программы магистратуры включают в себя фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы, а также формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранения работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса. Электронное портфолио – индивидуальный, персонально подобранный пакет материалов, основанный на применении современных информационных технологий,который: · в продуктном виде представляет образовательные результаты и достижение студента; · характеризует способы анализа и планирования своей образовательной деятельности и профессиональной карьеры, которыми он владеет. Портфолио – современная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности [1]. Важной частью любой информационной системы является пользовательский интерфейс. От того на сколько удобно и просто он спроектирован зависит очень многое: в первую очередь впечатление пользователя от данной системы. Ведь как бы хорошо не был написан программный код – если программным продуктом неудобно пользоваться – этот продукт не будет востребован у конечной аудитории. Отсюда можно заключить следующий принцип: «Не пользователь должен приспосабливаться к информационной системе, а система – к пользователю». Главной задачей разработчика интерфейса является - создать такой интерфейс, чтобы он идеально подошел пользователю. Существуют некоторые требования и ограничения, соблюдая которые возможно создать подходящий интерфейс: 1. Работа с системой должна осуществляться при наименьших затратах, усилиях со стороны пользователя. 2. Работа с системой должна осуществляться с учетом возможностей, привычек и предпочтений пользователя. 3. Процесс решения задачи должен быть ясным, понятным пользователю. 4. Работа с системой должна обеспечивать максимальную надежность результата. 5. Процесс решения задачи должен быть управляемым и гибким [2]. Термин «интерфейс» (от англ. Interface) означает сопряжение, взаимодействие. Применительно к информационным системам обработки информации и управления он означает средства взаимодействия между компонентами системы, к которым относятся технические устройства ЭВМ, программные модули, пользователи и др. Структуру интерактивной программы в достаточно общем случае можно представить в виде, изображенном на рис. 1.
Рисунок 1 – Структура взаимодействия информационной системы и пользователя
Важным этапом в разработке интерфейса информационной системы является разработка эффективных форм. Формы – это строительные блоки интерфейса пользователя. Хороший дизайн форм включает нечто большее, чем просто добавление элементов управления и программирование процедур обработки событии. Чтобы создать хорошо спроектированную форму, вы должны уяснить ее назначение, способ и время использования, а также ее связи с другими элементами программы. Кроме того в приложении может находиться несколько форм, каждая из которых будет отображаться по мере необходимости. Еще одна важная часть разработки форм – создание содержательных и эффективных меню [3]. Также важной составляющей интерфейса составляет «ощущение скорости» процессов программы. Даже если код написан качественно и технические характеристики системы обеспечивают быстродействие процессов, это не дает гарантию того, что пользователю не покажется, что программа работает медленно. Проблема решается добавлением строки состояния загрузки или анимации. Выбор шрифтов и цветов стоит остановить на стандартных и общепринятых, чтобы не слишком отвлекать пользователя оформлением от конкретных задач. Для создания действительно качественно интерфейса, который отвечал бы требованиям всем требованиям пользователя стоит соблюсти еще множество нюансов и требований, в данной статье рассмотрены основные моменты.
Библиографический список: 1. Сухотина, М. К. Разработка информационной системы управления деканатом магистратуры: подсистемы формирования портфолио магистров и подсистемы учета творческих достижений магистров / М. К. Сухотина, К. Н. Арушанова ; Под ред. канд. пед. наук С. В. Игдыровой, Р. Р. Мукминова // Педагогические проблемы в образовании: теория и практика : Всероссийская науч.-практ. конф. (г. Димитровград, 1-7 декабря, 2015 г.). – Димитровград : ДИТИ НИЯУ МИФИ, 2015. − С. 29-31. 2. Принципы проектирования дружественных интерфейсов : сайт Studfiles [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.studfiles.ru/preview/ 3654277/ (дата обращения: 14.10.16). 3. Разработка пользовательского интерфейса: сайт Studfiles. [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.studfiles.ru/preview/3654274/ (дата обращения: 14.10.16).
Масленников Е.И.Московский технологический университет, г. Москва
ОХЛАЖДЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ
С увеличением количества производимой электроники, остро встает вопрос об охлаждении множества компонентов, имеющих склонность к перегреву. При нарастании мощности возрастает и температура нагрева. Для снижения температуры, то есть отведения тепла от устройства применяют охладители. Охлаждение электронных компонентов можно разделить на два основных вида: - естественное. При таком охлаждении количество тепла рассеивает сам элемент или его радиатор, что достаточно для обеспечения нормальной работы оборудования; - принудительное. Установки охладителя недостаточно или его размер не может быть увеличен из-за габаритных требований к изделию. Также существуют другие способы отведения тепла, такие как кондукция, конвекция и комбинация этих способов [1]. Конвекция представляет собой теплообмен, при котором охладитель или корпус компонента отдают тепло более холодному окружающему воздуху. Кондуктивное охлаждение – пассивный способ охлаждения электронного оборудования. При таком способе охлаждении тепло рассеивается через стенки шкафа. Оно хорошо подходит для устройств с небольшой тепловой нагрузкой (< 50 Вт), которые используются в прохладных условиях. Чтобы избавиться от избыточного тепла, можно увеличить размеры станции и площадь её поверхности, тем самым ускорив теплоотдачу [2]. Наиболее перспективными методами охлаждения для стационарных электронных устройств являются водяная система охлаждения и охлаждение погружением (иммерсионное охлаждение). Водяное охлаждение – система, использующая хладагент, который переносит тепло от внутреннего радиатора на внешний блок и рассеивает его в окружающую среду. Плюсами являются легкая замена хладагента (кроме установки водяной системы в труднодоступных местах), частей конструкции, или конструкции целиком. Также допускается съем конструкции при необходимом демонтаже или монтаже других дополнительных элементов системы. В качестве хладагента могут использоваться: вода, этиленгликоль, воздух, диоксид углерода, аммиак, пропан или, чаще всего, фреон [3]. Для охлаждения локальных участков системы или небольших устройств используются термоэлектрические элементы Пелатье, многореберные радиаторы и радиаторы с хорошим рассеиванием. Более популярным и современным методом отвода является применение пьезоэлектрических насосов. Насосы данного вида делятся на 2 категории: 1) Микронасосы мембранного типа. Существуют разные конструкции насосов этого типа, но общий принцип их работы один. Устройство выполнено таким образом, что создается герметичная насосная камера с входным и выходным отверстиями, содержащими клапаны. Отличаются различные модели насосов, в основном, системой клапанов. Одна из стенок такой камеры содержит пьезоэлемент. При подаче переменного напряжения на пьезоэлемент он периодически деформируется, изменяя объем камеры. Объем камеры то увеличивается, то уменьшается с частотой подаваемого напряжения. Из-за изменения объема камеры возникает перепад давления, за счет которого и происходит перекачка жидкости или газа. 2) Микронасосы перистальтического типа для переноса жидкости используют бегущую волну деформаций замкнутого объема. Волнообразное движение образуется от сжатия и растяжения пьезоэлементов. Для создания такой волны необходимо определенным образом подавать на пьезоэлементы переменное возбуждающее напряжение [4]. Уже несколько десятилетий существует и применяется система охлаждения электроники в жидкостях в замкнутых контурах. Недостатком этой системы является дороговизна и проблематичность в производстве и эксплуатации. Ко всему прочему эти системы направлены на более мелкие части аппаратных средств с более низкой плотностью мощности, что приводит к дублированию компонентов в использовании, которые впоследствии будет очень трудно обслуживать. В открытом подходе, благодаря 3M Novec (сухая вода), применяют одну иммерсионную охлаждающую полуоткрытую баню с 2-фазным охлаждением, где все оборудование может быть полностью помещено в один корпус. Благодаря тому, что 3M Novec начинает кипеть при атмосферном давлении при температуре 34°C или 56°C, в зависимости от типа различается температура кипения, происходит его переход из жидкого состояние в газообразное. Это свойство можно применить для охлаждения оборудования без применения помп, как в случае охлаждения другой жидкости, так как нет необходимости в перекачки вещества внутри резервуара, 3M Novec кипит и перемешивается, удаляет лишнее тепло благодаря процессам испарения и конденсации, двум фазовым переходам, и конструкция системы значительно упрощается [5]. К преимуществам система охлаждения электроники в жидкостях в замкнутых контурах можно отнести: 1. Большая эффективность, по сравнению с воздушным охлаждением. Электронные компоненты погружают в диэлектрическую жидкость, которая имеет гораздо большую теплопроводность и теплоемкость, нежели воздух. 2. Энергоэффективность 1,01. 3. Низкая температура кипения, при которой благодаря испарению происходит перемешивание и пассивное охлаждение, исключает необходимость применения насосов. 4. Более высокая плотность, значит занимаемая оборудованием площадь, сокращается во много раз. 5. Улучшенная производительность и надежность. 6. Двухфазная иммерсионная система охлаждения обладает полезными побочными эффектами, что-либо погруженное во флюид становится еще чище за счет испарения флюида с поверхности. 7. Долгий срок жизни вещества. Таким образом, существует множество способов охлаждения РЭА или отдельных компонентов, новинки от крупных производителей постоянно появляются в общем доступе. Также, стоит заметить, большой вклад в развитие этой отрасли вносят люди, профессией не связанные с этим, но использующие хладагенты, радиаторы, кулеры, насосы и прочее в личных целях, они совершенствуют конструкции, находят все более удачные варианты сочетаний охлаждающих элементов или вносят конструктивные особенности в общую структуру охладителей.
Библиографический список: 1. Возможные способы охлаждения электронных компонентов [Электронный ресурс] // Botan Electric. Режим доступа : http://elenergi.ru/vozmozhnye-sposoby-oxlazhdeniya-elektronnyx-komponentov.html (дата обращения: 23.10.2016). 2. Обеспечение охлаждения электронного оборудования [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.spectr-rs.ru/poleznoe/obespechenie-okhlazhdeniya-elektronnogo-oborudovaniya (дата обращения: 26.10.2016). 3. Фреон и другие хладагенты – теплофизические характеристики [Электронный ресурс] // Холодильная индустрия. Портал холодильного оборудования и компаний . Режим доступа: http://www.holodcatalog.ru/entsiklopedii/khladagenty-i-masla/freon-i-drugie-khladagenty-tekhnicheskie-kharakteristiki/ (дата обращения: 26.10.2016). 4. Золотова, Ю.А. Микрофлюидные системы для химического анализа / Ю. А. Золотова, В. Е. Курочкина. – М. : Физматлит, 2011. – 529 c. 5. Иванов, П. Области применения газового пожаротушения [Электронный ресурс] / П. Иванов // Алгоритм безопасности №3, 2010. Режим доступа : http://novec1230.su/gazovoe-pogarotushenie/oblasti-primeneniya-gazavogo-pogarotusheniya/ (дата обращения: 31.10.2016). БИОЛОГИЯ
Коршунова С.Н.Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск
Научный руководитель Л.К. Каменек д-р биол. наук, профессор кафедры общей и биологической химии Ульяновского государственного университета, г. Ульяновск
РОСТОСТИМУЛИРУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ ДЕЛЬТА-ЭНДОТОКСИНОВ BACILLUS THURINGIENSIS НА ЗЛАКОВЫЕ РАСТЕНИЯ
Вопрос оптимизации сельскохозяйственной сферы пользуется высоким интересом среди человечества. Необходимость повышения продуктивности агрономии объясняется, в первую очередь, увеличением количества людей на нашей планете. Учёные заинтересованы в повышении качественного и количественного потенциала растениеводства. Для этого используются регуляторы роста растений, представляющие собой органические соединения, вызывающие стимуляцию или подавление роста морфогенеза растений [1]. Рост – это необратимое увеличение объёма, массы, длины растений, числа клеток или их размеров и другие процессы и явления. В течение всего вегетационного периода происходит накопление питательных веществ в эндосперме однодольных растений и их перераспределение в другие части проростков, в результате чего происходит увеличение надземных и подземных органов растений [3]. Повышение урожайности может быть связано с наличием веществ, способных подавлять патогенную микрофлору и оказывать иммунизирующее действие. Таким эффектом обладают подвиды почвенной бактерии Bacillus thuringiensis Berliner, которые продуцируют кристаллические включения – дельта-эндотоксины, обладающие энтомоцидной, антибактериальной и антифунгальной активностью. Предполагают, что это свойство дельта-эндотоксина лежит в основе его иммунизирующего действия и способно оказывать стимулирующее влияние на развитие растений на естественном инфекционном фоне [2]. В данной работе показана эффективность действия дельта-эндотоксина B. thuringiensis как стимулятора роста растений. Материалом исследовательской работы служили семена пшеницы мягкой сорта «Мироновская 808» (рис. 1). Целью работы являлось изучение влияния дельта-эндотоксина, лепидоцида и искусственного регулятора роста «Эпин-экстра» на рост и развитие растений. Для оценки влияния дельта-эндотоксина на всхожесть семян пшеницы их обрабатывали двумя концентрациями (0,07% и 0,14%). Раствор лепидоцида готовился из расчёта 5 мг/мл воды. Раствор искусственного стимулятора «Эпин-экстра» производился по инструкции из расчёта 0,005мл на 100мл дистиллированной воды.
Рисунок 1 – Изображение семян пшеницы мягкой сорта «Мироновская 808», которые прошли предпосевную инкубацию
Эксперимент осуществлялся в десяти опытных группах (рис. 2). В первую очередь было осуществлено первичное предпосевное инкубирование семян в соответствующих жидкостях до их прорастания. 1. К – (Контроль) опытная группа охарактеризованная предпосевной инкубацией в дистиллированной воде и дальнейшим периодическим поливом дистиллированной водой. 2. Д1П – опытная группа охарактеризованная предпосевной инкубацией в дистиллированной воде и дальнейшим периодическим поливом раствором дельта-эндотоксина Bacillus Thuringiensis var. kurstaki 0,14 мг/мл. 3. Д1З – опытная группа охарактеризованная предпосевной инкубацией в растворе дельта-эндотоксина Bacillus Thuringiensis var. kurstaki 0,14 мг/мл и дальнейшим периодическим поливом дистиллированной водой. 4. Д2П – опытная группа охарактеризованная предпосевной инкубацией в дистиллированной воде и дальнейшим периодическим поливом раствором дельта-эндотоксина Bacillus Thuringiensis var. kurstaki 0,07 мг/мл. 5. Д2З – опытная группа охарактеризованная предпосевной инкубацией в растворе дельта-эндотоксина Bacillus Thuringiensis var. kurstaki 0,07 мг/мл и дальнейшим периодическим поливом дистиллированной водой. 6. ЛП – опытная группа охарактеризованная предпосевной инкубацией в дистиллированной воде и дальнейшим периодическим поливом раствором лепидоцида 5 мг/мл; 7. ЛЗ – опытная группа охарактеризованная предпосевной инкубацией в растворе лепидоцида 5 мг/мл и дальнейшим периодическим поливом дистиллированной водой; 8. РП – опытная группа охарактеризованная предпосевной инкубацией в дистиллированной воде и дальнейшим периодическим поливом раствором препарата «Эпин-экстра» 0,005 мг/мл; 9. РЗ – опытная группа охарактеризованная предпосевной инкубацией в растворе препарата «Эпин-экстра» 0,005 мг/мл и дальнейшим периодическим поливом дистиллированной водой; 10. РПЗ – опытная группа охарактеризованная предпосевной инкубацией в растворе препарата «Эпин-экстра» 0,005 мг/мл и дальнейшим периодическим поливом тем же раствором. Замачивание происходило без подсчёта семян. По мере испарения жидкости в чашку добавлялась дистиллированная вода. Затем ростки высаживали в землю, по 40 растений в каждой контрольной группе. В течение времени роста, производился полив соответствующими растворами каждые 2-3 суток. Рисунок 2 – Изображение процента всхожести для каждой контрольной группы
По истечении 24 суток растения были изъяты из почвы и промыты в проточной воде. После чего производился морфометрический анализ. Измерения производились по следующим параметрам: длина растения, ширина листовой пластинки, общая масса надземной части растений одной контрольной группы, общая масса подземной части растений одной контрольной группы. Проведённые опыты дали положительные результаты: 1. Предпосевная обработка семян пшеницы мягкой (Triticum aestivum) сорта «Мироновская 808» раствором дельта-эндотоксина Bacillus Thuringiensis var. kurstaki 0,07мг/мл увеличила процент всхожести на 42,5 %, а раствор 0,14мг/мл – на 35%. 2. Обработка семян пшеницы мягкой (Triticum aestivum) сорта «Мироновская 808» растворами дельта-эндотоксина Bacillus Thuringiensis var. kurstaki повлекла уменьшение средней длины надземной части растений на 14,83; 7,5; 12,9; 5,95 сантиметров у групп Д1П, Д1З, Д2П и Д2З соответственно. 3. Предпосевная обработка семян пшеницы мягкой (Triticum aestivum) сорта «Мироновская 808» раствором дельта-эндотоксина Bacillus Thuringiensis var. kurstaki 0,14мг/мл увеличила среднюю массу подземной и надземной частей растений опытной группы Д1З на 0,691 и 0,823 грамм соответственно. 4. Предпосевная обработка семян пшеницы мягкой (Triticum aestivum) сорта «Мироновская 808» раствором дельта-эндотоксина Bacillus Thuringiensis var. kurstaki 0,14мг/мл увеличила среднюю ширину листовой пластины растений опытной группы Д1З на 0,19 миллиметров. Полученные данные свидетельствуют о наличии стимулирующего влияния дельта-эндотоксина на рост и развитие растений.
Библиографический список: 1. Каменeк, Л. К. Дельта-эндотоксин Bacillus thuringiensis: строение, свойства и использование для защиты растений : автореферат дис. ... доктора биологических наук / Л. К. Каменёк. – М. : Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева. – 1998. – 43 с. 2. Коробов, Я. А. Ростостимулирующее действие дельта-эндотоксина bacillus thuringiensis на capsicum annuum / Я. А. Коробов, Л. К. Каменек // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. – Вып. № 2. – 2012. – С. 12. 3. Сахарова, З. В. Рост и спорообразование Bacillus thuringiensis при периодическом культивировании / З. В. Сахарова, Ю. Н. Игнатенко, Ф. Шульц, М. П. Ховрычев, И. Л. Работнова // Микробиология. – 1985. – Т. 54. – Вып. 4. – С. 604-608. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Галяутдинова Р.Р.Димитровградский инженерно-технологический институт – филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», г. Димитровград
Научный руководитель О.И. Дружинская канд. техн. наук, доцент кафедры реакторного материаловедения и радиационной безопасности Димитровградского инженерно-технологического института – филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», г. Димитровград МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПОСЛЕДСТВИЙ ВОЗДЕЙСТВИЯ РАДИАЦИИ
|